детских и детско-родительских творческих проектов
«Солнечный зайчик»
Номинация: «Моя игрушка»
Описание проекта
МБДОУ № 188 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников»
Предлагаемый детский творческий проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Идея проекта: Поиск ответа на проблемные вопросы сказочного персонажа и представление ему результатов индивидуальной и совместной творческой деятельности.
Проблема: «Как устроена неваляшка и как создать портрет неваляшки?».
Участники проекта: дети подготовительной группы: Настя Рожкова, Даша Гладышева, Соня Хайновская, Саша Баннов, Кирилл Сергиенко и их родители; учёный кот Рыжик (детская игрушка) и Неваляшка Наташа; ПДО (ИЗО) Шерина Елена Андреевна.
Творческий проект «Мы - милашки, куклы-неваляшки»
Автор проекта: Шерина Елена Андреевна, пдо (изо)
Цель проекта: развитие детского творчества через активизацию познавательной и собственной изобразительной деятельности.
В ходе реализации проекта дети учатся рисовать и лепить игрушку с натуры, по представлению, с опорой на технологическую таблицу, с помощью кругов различной величины; приобретают навыки работы с технологической таблицей и представления об оценочной деятельности; закрепляют представления о скульптуре малых форм, совершенствуют умения создавать многофигурную композицию в коллективной творческой деятельности; развивают умения определять возможные методы решения проблем с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
У детей формируются навыки коммуникативного взаимодействия с взрослыми и сверстниками; развиваются познавательные способности, творческие воображение и мышление; воспитывается чувство цвета, линии, композиции.
Идея проекта: Поиск ответа на проблемные вопросы сказочного персонажа и представление ему результатов индивидуальной и совместной творческой деятельности.
Проблема: «Как устроена неваляшка и как создать портрет неваляшки?».
План детского творческого проекта «Мы - милашки, куклы-неваляшки»
- Цель проекта: развитие детского творчества через активизацию познавательной и собственной изобразительной деятельности.
- В ходе реализации проекта дети учатся рисовать и лепить игрушку с натуры, по представлению, с опорой на технологическую таблицу, с помощью кругов различной величины;
приобретают навыки работы с технологической таблицей и представления об оценочной деятельности;
закрепляют представления о скульптуре малых форм, совершенствуют умения создавать многофигурную композицию в коллективной творческой деятельности;
развивают умения определять возможные методы решения проблем с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
У детей формируются навыки коммуникативного взаимодействия с взрослыми и сверстниками; развиваются познавательные способности, творческие воображение и мышление; воспитывается чувство цвета, линии, композиции.
- Необходимые материалы: детская игрушка – неваляшка, сказочный персонаж (наш учёный кот Рыжик; разнообразные изобразительные материалы для детского творчества: пластилин; карандаши, краски, цветные ручки и прочее; ТСО (прослушивание музыки в ходе творческой деятельности); у педагога подборка материалов на тему «Неваляшка».
- Вопросы детям:
- Что мы знаем о том, почему неваляшка – неваляшка и как создать её портрет?
- Что мы хотим узнать? (Устройство игрушки и разнообразные способы создания её портрета).
- Как нам найти ответы на наши вопросы? К кому обраться? Кого и о чём попросить?
- Как мы будем это делать? Кому и что поручим?
- Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и педагога.)
- Предложения по расширению и совершенствования проекта.
Этапы проекта
Первая общая встреча
1. Целеполагание:
Сказочный персонаж ставит перед детьми проблемные вопросы, требующие решения: «Почему Неваляшка – неваляшка?» - «Почему эта игрушка так называется?», «Почему неваляшка не ложиться спать?», «Как она устроена?», «Как создать портрет Неваляшки?».
Появляется общая проблема как основа совместной проектной деятельности.
2. Разработка проекта:
Детям предлагается подумать и обсудить то, как сообща найти ответы на трудные вопросы и наметить план деятельности.
Определяем:
· что мы уже знаем и умеем, что нужно узнать и чему нужно научиться;
· в каких источниках можно найти информацию;
· у кого спросить.
3. Выполнение проекта:
3.1. Прежде всего, рассматриваем игрушку и пытаемся догадаться о том, почему игрушка получила название – неваляшка, почему она не ложится. Высказываем свои предположения. Решаем обратиться за помощью к родителям и вместе с ними нарисовать неваляшку.
3.2. Дома в совместной с родителями творческой деятельности дети рисуют чудо-игрушку, с помощью родителей отвечают на вопрос «Почему Неваляшка – неваляшка?».
3.3. Вторая общая встреча
Принесённые в садик рисунки внимательно рассматриваются и выслушиваются ответы. Возникает вопрос: «Как узнать, кто прав?». Принимается решение – посмотреть в интернете.
Отвечаем на второй вопрос: «Как создать портрет?» - нарисовать, обведя круги разной величины.
Учёный кот Рыжик подсказывает о том, должны существовать и другие способы, предлагает обратиться к педагогу.
Дети внимательно выслушивают рассказ педагога о разнообразных способах изображения игрушки и учатся работать с технологической таблицей по редметному рисованию.
Педагог побуждает детей нарисовать игрушку Неваляшку Наташку любым понравившимся способом (с натуры, по представлению, с опорой на технологическую таблицу, с помощью кружков различной величины).
Анализ детских работ помогает осуществить кот Рыжик, сравнивающий изображение с выставленной для рисования игрушкой.
Детские работы размещаются на выставке «Портрет Неваляшки».
3.4. Третья общая встреча
Оформляем выставку совместного творчества детей и родителей «Детский сад мой дом и я – вместе дружная семья» в ДОУ (Тема: «Чудо-неваляшка»).
Учёный кот Рыжик просит детей научить его тому, как сделать объёмный портрет неваляшки. Педагог предлагает детям показать Рыжику, как сделать скульптуры малой формы из пластилина и объединить их в единую композицию.
Дети лепят пластилиновые фигурки неваляшек и с помощью педагога создают многофигурную композицию «Неваляшки на детской площадке».
Анализ работ помогает осуществлять кукла-неваляшка. Рыжик благодарит детей за ответ на вопрос «Как создать портрет неваляшки?» и просит так же понятно разъяснить ему, как устроена игрушка и можно ли сделать неваляшку своими руками.
Дети нацеливаются на поиск информации: «Как сделать неваляшку своими руками?».
В группе в самостоятельно собирают информацию в книгу «Неваляшка. Что? Почему? Как?», иллюстрируют книгу готовыми рисунками и показывают своим друзьям, воспитателям и родителям.
3.5. Четвёртая общая встреча
Знакомим Рыжика и Неваляшку с новой учебной книгой.
Анализируем собранную информацию по вопросу «Как сделать неваляшку своими руками?».
Ищем новые пути создания неваляшки. Повторно рассматриваем игрушку-неваляшку. «Мозговая атака» - делаем предположения о том, что может быть положено, насыпано, налито в нижний шар неваляшки и записываем: конфеты, молоко, клей, сухой чистый песок, вода, жидкая глина и пр.
Анализируем предположения и проводим эксперимент, в ходе которого проверяем наши предположения. Материалы для эксперимента: песок, глина, восковая свеча, промытая скорлупа куриного яйца, искусственная оболочка яйца (киндер-сюрприз), камни, бусины. Педагог помогает детям и побуждает к дальнейшему экспериментированию в домашних условиях с помощью родителей.
3.6. Пятая общая встреча
Рассматриваем принесённые игрушки. Поздравляем изобретателей.
Рыжик и Неваляшка восхищается Настиной неваляшкой-зайчиком.
Подводим итоги эксперимента (проверяем работает ли принцип неваляшки).
4. Оценка проектной деятельности и предложения по расширению и совершенствования проекта
Выясняем, что нового узнали, какие открытия сделали, чему смоги научить Рыжика на нашем презентационном учебно-исследовательском занятии и что будем делать дальше.
Начинаем работу по созданию детской электронной познавательной книжки «Неваляшка: Что? Зачем? Почему? Как?» - анализируем созданную книгу, выбираем самую интересную информацию, предлагаем всем друзьям нарисовать или слепить портрет неваляшки для иллюстрирования нашей новой книги.
Результаты реализации детского творческого проекта «Мы - милашки, куклы-неваляшки»
В ходе совместной поисковой художественно-творческой деятельности
мы нашли ответы на все вопросы нашего учёного кота Рыжика, на одном из занятий всё ему растолковали и показали, закрепив наши знания и умения.
Дети учили Рыжика тому, как можно создать портрет Неваляшки разными способами: рисуя с натуры, опираясь на технологическую таблицу, по представлению; научили лепить фигурки неваляшек из пластилина и украшать наряд игрушек различными способами (налепы, процарапывание, печатание).
В ДОУ появились новые элементы развивающей ребёнка среды, созданные нашими руками:
· выставка совместных творческих работ детей и взрослых «Чудо-неваляшка»;
· коллективная композиция «Неваляшки на детской площадке»;
· выставка для родителей «Портрет неваляшки»;
· детская учебная книга (мини-энциклопедия) «Неваляшка».
Мы узнали и поняли «принцип неваляшки»; организовали и провели эксперимент «Создаём неваляшку своими руками»; сделали открытие – мы можем изобретать новые способы!
Наши мальчики (Саша и Кирилл) стали менее робкими, полюбили мыслить; девочки (Настя, Соня, Даша) стали рисовать, как настоящие художники – правильно и красиво.
Своими знаниями и умениями мы поделились со всеми детьми старшего дошкольного возраста садика.
Даша Г. всерьёз увлеклась идеей создания электронного учебника и вместе с мамой ищет новую интересную информацию.
Саша, Кирилл, Соня и Даша украшают неваляшки, созданные своими руками, для иллюстрирования новой электронной книги, которую мы создадим к концу мая 2013 года.
Мы гордимся нашей работой, а наши родители гордятся нами. Почти все дети группы хотят принять участие в создании познавательной электронной книги про нашу любимую игрушку- неваляшку.
Таким образом, результатом групповой детской проектной деятельности, реализованной в рамках кружковой работы, является не только решение поставленных воспитательно-образовательных задач художественно-эстетического развития детей с привлечением их родителей, но и повышение интереса к познавательной и изобразительной деятельности не только у участников проекта, но и у большинства детей в группе.
Расширился кругозор детей, совершенствовались их умения – повысился авторитет среди друзей и сверстников группы. Уровень самооценки участников детского творческого проекта повысился. Мальчики стали более решительными и уверенными в своих силах, самостоятельная изобразительная деятельность девочек перешла на качественно новый уровень. Во взаимоотношениях с их родителями появилась улыбчивость и доверительность.
Литература:
1. Доронова Т. Н., Художественное творчество детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
2. Киселёва Л.С., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АКРИ, 2006. – 96 с.
3. Евдокимова Е.С., Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -64 с.